ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ культура всех времен и народов оставила нам в наследство богатый выбор разнообразных предметов обстановки. Все образцы обстановки, сохранившиеся от разных эпох, неслучайно были выработаны фантазией художника и искусством мастера-мебельщика. В своих формах, пропорциях и украшениях они отражают историю сменявших друг друга стилей. В этих стилях, формируемых в зависимости от разного рода условий, вы являются черты, наиболее характерные для той или иной рассматриваемой эпохи. Увлечение античностью отражается на формах мебели применением архитектурных шаблонов, отдельных деталей и целых фрагментов, заимствованных из богатого наследства римского искусства. Упрочение благосостояния городской буржуазии, окрепшей в средние века в отдельных странах Западной Европы , отражается во введении новых предметов в обстановку буржуазного жилища и придании им монументальных форм, рассчитанных главным образом на их прочность и на долгий срок службы.

Е Г И П Е Т С К А Я  М Е Б Е Л Ь

  

ДРЕВНЕЙШИМ государством, образцы мебели которого сохранились до наших дней, является Египет. В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Древняя египетская мебель делалась почти сплошь из дерева. Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400—2980 гг. до н.э.). Это обломки ларцов черного дерева, инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вы резаны из целых слоновых клыков). От III династии (2980— 2000 гг. до н. э.) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы черного дерева с инкрустацией из зеленого и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причем передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного. В эпоху Среднего царства (2000— 1500 гг. до н. э.) столярное искусство достигает подлинного расцвета и поражает масштабами изготовляемых изделий. Например, для наружных и внутренних двухпольных дверей — между пилонами большого Карнакского храма — изготовлялись створки, каждая 5 м ширины и 20 м вышины. При этом все отдельные их части скреплены между собою деревянными гвоздями и клиньями, расположенными для предотвращения появления щелей в различных направлениях, но всегда под углом в 45 °. Для изготовления мебели в Египте употреблялось привозное дерево крепких пород. Его ввозили из Киликии (Малая Азия), Пунта (Абиссиния) и из других мест. Употреблялась также древесина дикого фигового дерева (смоковницы), тиса, кедра, сикоморы и оливкового дерева. Инструментарием египетских мебельщиков были топор, двуручная пила длиною около одного метра, деревянный молоток, тесло и лучковое сверло. Мебель для сидения, столы, ларцы и сундуки в большинстве окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. Особенное изобилие образцов роскошно украшенной парадной мебели была найдено в открытой в 1922 г. гробнице фараона Тутан-хамона, относящейся к 1350 г. до н. э. Среди найденных здесь предметов интересен двойной деревянный ковчег для хранения культовых реликвий. Весь вызолоченный и покрытый росписью, ковчег имеет четырехгранную форму, он утвержден на полозьях. По сторонам ковчега стоят на страже четыре вырезанные из дерева обнаженные фигуры богинь. Верхняя часть ковчега украшена богатым карнизом из ряда священных змей со знаками бога Ра над головами.

Г Р Е Ч Е С К А Я  М Е Б Е Л Ь

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось. Наиболее употребительными важнейшим типом домашней мебели был ларь— особого вида ящик для хранения разных вещей. Хотя таких ларей до нас не дошло, но довольно точное представление о них дают относящиеся к IV в . до и. э. деревянные саркофаги, найденные в Крыму, представляющие собою продолговатые ящики на ножках или стойках с седлообразной крышкой. Стенки ларя соединены между собою шпунтами и шпониками, как это делалось и в Египте. Стенки таких ларей (и саркофагов) покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мотивы греческого орнамента.

Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены небольшие столы на трех опорах в виде мускулистых ног крупных жвачных или хищных животных. Низкие столы, так называемые «трапедза», по большей части делались переносными. Известны такие столы и прямоугольной и круглой формы. Во время еды люди возлежали на клинэ, поставленных вокруг стола.

В И З А Н Т И Й С К А Я  М Е Б Е Л Ь

  

Византия – легендарная мировая цивилизация, оставившая глубокий след в истории многих стран. Ее религия, государственное устройство, искусство и культура всегда привлекали внимание правителей многих стран Европы. Особую роль сыграла Византия в развитии Киевской Руси, наладив с этим государством активную торговлю, политические и культурные связи. Византийское искусство, развивавшееся на протяжении тысячелетия, оставило огромное количество памятников архитектуры, произведений декоративного и прикладного искусства. Многие коллекционеры и исследователи особый интерес проявляют к византийской мебели, подлинных образцов которой до нашего времени практически не сохранилось. Об особенностях мебели Византии можно судить лишь по изображениям, представленным в церковных книгах, предметах из слоновой кости, а также хрониках, декорированных миниатюрами. Некоторые старинные предметы мебели сохранились в Италии в древних церквях Каноссы и Терамо. Как правило, там представлены троны и кафедры, предназначавшиеся для высших духовных чинов. Такая старинная мебель представляла собой кресла, изготовленные из мрамора, украшенные инкрустациями из цветных камней и золота. На боковых частях кресел изображены фантастические птицы и животные. Об особенностях византийской мебели исследователи могут судить по сохранившимся миниатюрам и иллюстрациям в старинных книгах. В одном из источников представлено изображение так называемого стула святого Петра, отличающегося архитектурной трактовкой форм. Его спинка изготовлена в виде фасада здания: она включает в себя фронт и аркаду. Для старинных византийских тронов характерным был сундукообразный глухой низ. Старинная мебель Византии выполнялась в большинстве случаев из древесины. Такой антиквариат в основном имел выточенные спинки и опоры. В отличие от греко-римской мебели, византийские образцы обладали более простыми формами. Мебельщики достигали художественного эффекта при помощи декорирования мебели позолотой, цветными росписями, резьбой, элементами из слоновой кости, инкрустациями из драгоценных камней и металлов или смальты. В оформлении интерьеров и меблировке жилищ и дворцов византийцы продолжали и сохраняли римские традиции, однако постепенно в их быту стало ощущаться значительное влияние восточной роскоши. В византийском интерьере начали появляться восхитительные шелковые ткани, украшенные богатыми узорами. Они использовались для создания занавесок, скатертей, мягких подушек, покрывал и обивки кресел, лаков, стульев и диванов. Старинная мебель, характерная для Византии, в большинстве случаев украшалась христианскими мотивами: изображениями голубей, рыб, барашков, павлинов, пшеничных колосьев, кистей винограда, лаврового венка, пальмового листа, ветвей оливок, а также монограмм Христа. Из искусства Греции мастера заимствовали пальметту и акантовый лист. Хотя византийский стиль не внес существенных изменений в искусство мебели, он оказал значительное влияние на средневековые стили, в особенности, на бытование романского стиля. В последующие столетия в средневековом интерьере использовалась старинная мебель с византийскими формами и орнаментикой.

М Е Б Е Л Ь  И Т А Л Ь Я Н С К О Г О  Б А Р О К К О  X V I I в.

БОЛОНСКАЯ и флорентийская мебель из орехового дерева во второй половине XVII в. очень мало разнится от мебели позднего ренессанса и по форме и по деталям. Образцом отделки интерьера раннего барокко может служить галерея дворца Фарнезе в Риме, исполненная в 1600 г. болонцем Каррачи, а более позднего — дворец Питти во Флоренции и дворцы Барберини и Дориа Памфилии в Риме, постройки которых относятся к 1630— 1660 гг. В этих интерьерах все подчинено одной общей идее — движения масс и пространства. Это достигается при помощи живописи и скульптуры в оформлении стен дворцовых зал с их движущимися вверх линиями и формами лепных украшений над дверями и окнами, на карнизах и на богатейших плафонах. В соответствии с декорацией стен так же пышно оформляется и мебель, находящаяся в этих покоях: консоли, скамьи, столы, кресла и изящные бюро-кабинеты. Столовые доски из цветного мрамора с флорентийской мозаикой или наборным штучным мрамором. На деревянных дверцах бюро- кабинетов выложены из цветной деревянной же мозаики целые сцены. Массивные резные украшения в подстольях, в ножках кресел и кабинетов украшаются позолотой и росписью, сюжетами которой служат: нагие гении, наяды, путти (купидоны ), негры, орлы, гриффоны, львы, свернутые ленты, раковины и пышные завитки аканта. Мебель обивается темным бархатом с крупными узорами. Особое место здесь занимают флорентийские бюро- кабинеты, украшенные мозаичными изображениями птиц, сделанными из твердых пород камня. Во Флоренции, куда формы барокко проникли сравнительно поздно, мебель приняла очень сложные и изысканные формы. Флорентийский бюро-кабинет скорее напоминает своими внешними формами произведение ювелира, а не мастера-краснодеревца. Отдельные фигуры сфинксов,статуэтки, бюсты, античные и современные итальянские медали, накладные орнаменты — все это сделано из золоченой бронзы и прекрасно прочеканено. Стиль барокко распространился из Италии по всей Европе, но поворот к нему происходил не одновременно. Раньше всего этот стиль появляется в Антверпене, где с 1620 г. мебель получает характерные черты, свой
стиль барокко. Затем около 1630 г. он проник в Голландию. При этом следует заметить, что итальянское влияние с этого времени перестает ощущаться, и эти страны начинают идти самостоятельным путем в вы работке особенностей стиля. В Германии стиль барокко начинает разрабатываться после окончания 30-летней войны, и влияние его идет с севера на юг. Здесь заимствуются для первых образцов формы и пропорции голландской мебели. Среди крупных предметов обстановки главное место здесь занимают огромные платяные шкафы, представляющие целые архитектурные сооружения с громадным, лишенным резных украшений столярным карнизом, к середине которого прикреплен резной герб владельца.

Предварительную стоимость на окрашивание изделий можно получить через обратную связь на нашем сайте или пришлите заявку на эл. адрес restavratorov@mail.ru с указанием ваших пожеланий.