Русский стиль

В одном ряду с такими популярными стилями интерьера, как барокко, модерн, кантри можно поставить русский стиль, который соответствует эпохе существования СССР. Дизайнеры часто называют советский интерьерный стиль вычурным словом «китч», что дословно обозначает «штампованный под копирку объект низкопробного производства». Начало формирования подобной обстановки помещений началось в 20-х годах ХХ века и не закончилось до сих пор по одной простой причине: люди, родившиеся и прожившие большую часть жизни в союзе, не могут принять изменения и обставляют свой дом (воздерживаются от переделок).

На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.

Восточный

На протяжении веков Китай оказывал сильное влияние на мебельное искусство Старого Света, особо это сказалось формирование мебельных стилей барокко и рококо.

В Европе предметы китайского прикладного искусства и китайская мебель вошла в моду в XVIII веке. В богатых домах и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные предметы китайского мебельного искусства, которые были популярны благодаря своим экзотическим формам. Наряду с китайским фарфором и искусством бронзового литья славилась китайская лаковая мебель, которая в течении многих веков привлекала внимание европейских коллекционеров. Наиболее сильное влияние китайский мебельный стиль оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, в частности на мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Это был не первый и не единственный случай китайского мебельного влияния.

Намного раньше, в XVII веке, в Голландии и Англии была в моде китайская лаковая мебель, и такой известный мастер, как Мартен, в период рококо изготавливал для двора лаковую мебель в китайском стиле, используя китайскую мебельную технологию. Мотивы китайской мебели можно заметить и в мебельной орнаментике рококо. Китайское мебельное искусство получило развитие в XVI-XVII веках в эпоху династии Мин. Но лаковую технику при изготовлении мебели китайцы использовали на протяжении многих предшествующих столетий.

Китайская мебель чаще всего изготавливалась из твёрдых пород дерева, таких как тик или черное и розовое дерево. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась тем, что выступала над поверхностью мебели. Японские же мебельные изделия появились в Европе только в конце XIX века. Японская мебель была известна своими лаковыми шкафчиками и маленькими комодами, имеющими своеобразную декоративную конструкцию.

Именно эта мебель оказала сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, а также на стилевые мебельные эксперименты двадцатых годов прошлого столетия (формализм).

Барокко

Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции. Стиль барокко в мебели с его пышными формами использовался для оформления дворцов и домов монархии и аристократии.

В создании богатых мебельных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочной инкрустацией, динамичные по форме стулья, кресла, диваны, а также красивые камины и гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

Распространению стиля барокко содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро. Каррачи, делла Белла, да Кортона).

Они оказывали прямое воздействие на становления стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV.

Классицизм

Классицизм, во Франции он же стиль Людовика XVI, возник в конце восемнадцатого века после раскопок античных городов Геркуланум (1738) и Помпеи (1748) а также после появившихся по их следам научных трудов по истории античного искусства. Появившись сначала в архитектуре, новый стиль быстро проник и во многие области прикладного искусства, в том числе и мебель.

Зеркала, картины, лепные барельефы, широко использовались в то время для оформления интерьера. В мебели использовались резные панели, виньетки и рельефные медальоны.

Этот стиль принес в интерьер простые и строгие формы, в которых господствовали ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей.

От гнутых ножек этот мебельный стиль перешел к ровным, строгим поверхностям. Для украшения мебели широко употреблялся набор маркери в сочетании с резьбой или  с тонко чеканными бронзовыми накладками. Мягкие элементы стульев и кресел, как правило обивались тканями с цветочным орнаментом.

В предметах мебели для сидения популярностью пользовались резьба, богатая обивка и позолота. Столики — консоли, ширмы, часы, различные подставки украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Наиболее часто использовалось красное дерево, идущее, как правило на фанеровку предметов мебели.

Обрамление часто выполнялось породами дерева тёмных оттенков (туя, палисандр, чёрное дерево). Филёнки красного дерева инкрустировались наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое дерево).

Модерн

Роскошный, витиеватый и в то же время органичный стиль в изготовлении мебели, известный как модерн был распространен в 1890 — 1910 годы.

Своим появлением этот мебельный стиль обязан японской гравюре и «движению Искусств и ремесел». Сформировавшись на основе этих двух различных источников, мебельный стиль модерн, «Ар Нуво» — «Ар Деко», развивался в двух направлениях: с одной стороны, работы такого художника, как Обри Бердслей, а с другой геометрический мебельный дизайн Чарлза Ренни Макинтоша. В мебели «Ар Нуво» отразились все особенности предыдущих стилей. Именно в нем можно увидеть истинную суть и элегантность линий, красоту асимметрии и в то же время, увлечение декоративностью и резьбой. В Германии первым крупным просмотром мебели стиля модерна была художественно-промышленная выставка, организованная в 1901 году в Дармштадте.

В мебели модерна параллельно развивались две линии; декоративная — растительный орнамент стульев и кресел, шкафы, остеклённые гнутым стеклом, подставки, напоминающие формой чашечку цветка и конструктивная — характерная для немецких и английских мебельных изделий стиля модерн, прямолинейность и ясность построения. В Австрии, а затем Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов) в промышленных масштабах. Одновременно с модерном сложился и ряд родственных ему стилевых направлений в изготовлении мебели. Одни из них черпали элементы в японской мебели, другие отталкивались от англо-австрийских и средневековых мебельных форм. В мебели стиля модерн отразились все особенности региональных стилей. Лишь немногие мастера специализировались только на изготовлении мебели, остальные, верные духу «Ар Нуво», занимались и другими видами ремесел и искусства. Среди мебельщиков модерна больше всего было архитекторов, стремившихся контролировать все детали интерьера в построенных ими зданиях. В создаваемой ими мебели было то же напряженное соотношение между орнаментом и структурой, формой и функциональностью, что и в архитектурных сооружениях стиля модерн.

Именно в мебельном стиле модерн можно увидеть элегантность неукрашенных кривых линий и в то же время чрезмерное увлечение декоративностью, резьбой, медными и латунными украшениями мебели, позолотой и слоновой костью.

В целом наличие большого числа деталей и использование различных материалов в одном изделии обрекали мебель в стиле «Ар Нуво» на ручное производство.

Как и мебельные мастера «Движения искусств и ремесел» в Англии, мебельные дизайнеры модерна вынуждены были смириться с тем фактом, что их изделия —  это прежде всего роскошные и дорогие произведения искусства для элиты.

Готика

Готика (XII-XV вв.) Готический стиль (1200-1520гг), важный этап в истории развития мебельных стилей, время расцвета торговли и ремесел. Во Франции новое движение началось  с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 гг. Оно породило мебельный стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического стиля (готика).  Сначала это было насмешливым прозвищем этого стиля мебели в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и не цивилизованность. Одновременно с Францией,  готика появилась в Бельгии и Швейцарии. В Германии готический стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV — XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить лишь мебель поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена, начавшего в то время бурно развиваться.

Готический стиль мебели создал новые мебельные конструкции (корпусную мебель), и распространился благодаря монастырям доминиканского ордена, ордена монахов — инквизиторов бурно развивающегося в Европе того времени. Готический стиль воскресил к жизни забытую в то время технику изготовления мебели и положил начало создания новых инструментов и технологий в мебельном производстве. Для украшения готической мебели помимо росписи, филёнок и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты, заимствованные из архитектуры.

Материалом, использующимся для изготовления готической мебели на севере и западе Европы, был дуб, реже орех, а на юге и на востоке ель, сосна и лиственница.

Английское Рококо

В Англии художественная мебель в стиле рококо неразрывно связана с именем выдающегося мебельного мастера Томаса Чиппендэйла (1718-1779). Роль Чиппендэйла в истории мебельного искусства очень значительна. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели под названием «The Gentlemans and Cabinetmakers Director», оказавший большое влияние на мебельное искусство Англии и Европы. Стиль мебели Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и восточноазиатскими (китайскими) стилями мебели. В продукции, вышедшей из мебельной мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения (стулья и кресла), так же большую известность получили большие, застеклённые книжные шкафы. Кровати работы Чиппендейла имели балдахины, решаемые иногда в виде китайской пагоды.

Так же большой популярностью пользовались напольные часы и разнообразные письменные и журнальные столы, бюро и секретеры. Помимо альбома Чиппендейла для нужд мебельного производствам в то время было издано немало сборников с рисунками образцовых предметов мебели. Таковы, например, альбомы, выпущенные мебельной фирмой «Инс энд Мэйхью» в Лондоне (1762) и Томасом и Эллиотом в Филадельфии (1760-1770). В мебели работы Томаса Чиппендейла красное дерево, искусно украшенное резьбой в готическом стиле или шинуазри, было основным, а двадцать пять лет спустя, когда начал работать другой великий мебельный мастер Томас Шератон, возникло стремление к мягкости и лёгкости набивочных материалов для обтянутых шелком и ситцем диванов, стульев и кресел. К концу восемнадцатого века чрезвычайно модной стала лёгкая мебель.